Функциональная грамотность — это способность использовать свои знания и умения для решения реальных задач.
В отличие от обычной грамотности, которая включает чтение и письмо, функциональная грамотность охватывает такие навыки, как анализ прочитанного, построение аргументов и решение жизненных задач.
Согласно Федеральному закону от 24 сентября 2022 года № 371-ФЗ, функциональная грамотность теперь является частью федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в России.
Функциональная грамотность включает в себя несколько разновидностей:
- Читательская грамотность — умение анализировать тексты, интерпретировать информацию, делать выводы.
- Математическая грамотность — способность применять знания в области математики вне учёбы.
- Творческое мышление — умение находить нестандартные решения.
- Критическое мышление — навык проверки фактов, даже если они кажутся общеизвестными.
- Гибкость мышления — умение сохранять концентрацию даже в условиях многозадачности.
Читательская грамотность — способность понимать, интерпретировать и использовать письменные тексты в различных контекстах.
Она предполагает умение:
- извлекать информацию из текста;
- анализировать логику аргументации;
- оценивать достоверность источников.
Для формирования читательской грамотности важно развивать интерес к чтению, использовать разнообразные тексты и задания, связанные с анализом содержания.
Математическая грамотность — способность применять математические знания для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Она включает:
- умение создавать модели для описания и анализа реальных ситуаций с использованием математических концепций;
- способность интерпретировать и понимать математическую информацию, представленную в различных формах (таблицы, графики, уравнения);
- умение чётко и ясно выражать мысли и идеи с использованием математического языка.
Для формирования математической грамотности полезно использовать задания, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание).
Естественнонаучная грамотность — способность применять научные знания и методы для решения повседневных проблем и принятия обоснованных решений.
Она включает:
- знание основных научных фактов и концепций;
- понимание научного метода;
- умение интерпретировать данные.
Для формирования естественнонаучной грамотности важно использовать проблемно-ориентированное обучение, где учащиеся сталкиваются с реальными жизненными задачами, требующими применения научных знаний, а также проектную деятельность.
Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях.
Для освоения финансовой грамотности полезно моделировать ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.
Креативное мышление — способность видеть нестандартные связи, находить оригинальные решения и генерировать новые идеи. Оно развивается через создание условий, в которых ученик может экспериментировать, рассуждать и пробовать разные подходы к решению задач.
Критическое мышление — способность ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения, анализировать объекты с критической точки зрения. Для его формирования важно учить отличать факты от мнений, анализировать логику аргументации.
Компьютерная грамотность — это знания и навыки, необходимые для работы с компьютером, включая аппаратное и программное обеспечение, операционные системы и другие компоненты.
Она включает в себя умения:
- работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, оценивать их надёжность;
- пользоваться электронными сервисами, такими как электронная почта, облачные хранилища и базовые программы;
- знать правила безопасности и методы защиты личной информации;
- управлять личными аккаунтами в социальных сетях.
Овладение компьютерной грамотностью важно для успешной адаптации личности в современном обществе.
Информационная грамотность — это компонент функциональной грамотности, связанный со способностью находить и использовать информацию.
Она предполагает умения определять возможные источники информации и стратегию её поиска, получать её, анализировать полученную информацию, оценивать её достоверность, точность и достаточность для решения проблемы.
Также информационная грамотность включает в себя:
- умение ощущать потребность в дополнительной информации и получать её;
- умение наращивать собственный банк знаний за счёт лично значимой информации, необходимой для своей деятельности в разных областях;
- умение создавать свои источники информации;
- умение использовать современные технологии при работе с информацией.
Информационно грамотный человек способен определить актуальность информации, может её найти, создать новую информацию и обмениваться ею.
Комментариев нет:
Отправить комментарий